Информационно-аналитический центр "Ракурс"
 

№192 Сентябрь 2016

№ 102

Независимая правозащитная газета Учредитель - Дагестанская региональная общественная организация Информационно-аналитический Центр «Ракурс», г. Махачкала.

Скачать полную версию в pdf-формате.

 

Гражданское общество в прошлом

Презентация книги «Кункинцы – хранители социальных традиций и гражданского общества Буркун-Дарго»

Гражданское общество в Дагестане существовало задолго до нынешнего времени, и связано оно было с решением важнейших проблем в области земледелия, защиты селений и поселков, а также развитием культуры. «У вольных обществ сила была в единстве. Без нее они не могли защищаться от внутренних и внешних противников», - написал в предисловии к книге «Кункинцы – хранители социальных традиций и гражданского общества Буркун-Дарго»  один из ее авторов М.Р.Курбанов. 

«Пусть книга о Буркун-Дарго, как хранителя традиций кункинцев и инициаторе гражданского общества принесет пользу новому поколению».

И, действительно, история дагестанских селений и, в частности, даргинского селения Кунки связана прежде всего с гражданским обществом, с представителями всех семейств, проживающих в этом отдельно взятом ауле или же в объединении аулов, решающим вопросы, связанные с экономикой и политикой, а также защищающих горцев от нападения врагов.

Авторы книги  М.Р.Курбанов и П.И.Гаджиева в разделе «Общие сведения о Дагестане и становлении гражданского общества» обращаются к истории.

«С VII в. по VI в. до н.э. через приморский Дагестан проходил путь скифов, совершавших походы на страны Передней Азии и Восточной Европы, а позже и на древний Дагестан.

Походы скифов в Малую Азию через Дербентский про­ход были событиями особой важности, сыгравшими опре­деленную роль и в истории дагестанских народов. Они спо­собствовали установлению культурных связей и отношений с разрозненными дагестанскими племенами и народами и тем самым ускоряли процесс развития экономических и полити­ческих отношений и активизировали в целом развитие даге­станского общества.

В эпоху средневековья Дагестан был центром Хазарского государства со столицей Семендер. Все это не могло не от­разиться на развитии у местного населения, поселившегося в Дагестане с давних времен, отдельных черт и качеств куль­туры и быта кочевых племен и народов: скифов, алан и дру­гих племен, населявших в ту пору древний Дагестан. Однако местное население сохраняло самобытную культуру и тради­ции дагестанских предков».

Так, только благодаря гражданскому обществу, благодаря усилиям жителей различных селений и аулов Дагестана – представителям различных народов, проживающим на территории, дагестанцы смогли победить Надир-Шаха.

Страбон писал: «На горных склонах обитают албаны, гелы, кадусии, амерди, утии и апериани». Всего Страбон насчитал 26 племен. У Плиния среди албан­ских племен названы дидуры и удины. Дидуры являются предками дидойцев, а удины — предками дагестанских удин, живущих ныне в Азербайджане. Таким образом, на рубеже нашей эры в Дагестане сложился союз дагестанских племен и народов со своими этнонимами и языками. Это та этническая и языковая пестрота, которую мы видим в Дагестане и в на­стоящее время.

Для дагестано-албанского времени, с IV в. до н.э., харак­терно единство историко-культурного процесса. И мы можем полагать, что с IV по I век до н.э. в Кавказской Албании существовал государственный строй.

Восточный Кавказ уже не являлся единой многоплемен­ной Албанией. Включение его в состав Ирана в качестве про­тектората в середине V века, а также процессы внутреннего социального развития привели к образованию на территории Дагестана раздробленных феодальных государств: Дербента, Лакза, Табасарана, Серира, Зирихгерана, Кайтага, Гумика и др. На территории Дагестана, на равнине, к северу от реки Сулак в середине VI в. образовалось государство гуннов. С середины VIII в. до начала IX в. территория Дагестана была ареной постоянных арабо-хазарских войн. В VI-VII вв. на территории Дагестана образовались феодальные государства, такие как Шандан, Филан, которые стали терять свою не­зависимость. 40-е годы VII-VIII вв. характеризуются ара­бо-хазарскими войнами, в которые вовлекались и народы Дагестана. На последнем этапе арабские отряды под руководством военачальников Джарраха, Масламы и Мирвана совершили походы во внутренние районы Дагестана. Эти по­ходы доходили до аварских, лакских, лезгинских, кумыкских, даргинских регионов. Они охватили войной и Буркун-Дарго, Акуша-Дарго и т.д.

Целую эпоху истории Дагестана составило татаро-мон­гольское нашествие. В 1220-1222 гг. 20-тысячное войско во главе с Джэбэ и Субэдэем, несмотря на упорное сопротивле­ние горцев, из Закавказья через внутренний Дагестан про­рвалось на Северный Кавказ. Последующие годы отмечены серией походов (4 раза) татаро-монголов на Дагестан уже из районов Северного Кавказа (1227, 1239-1240) и упорной борьбой народов Дагестана против агрессоров. В начале XVI в.

Иран и Османская империя вступили в схватку за обладание Дагестаном. Эта борьба сопровождалась безудержным гра­бежом местного населения, разрушением производительных сил края, истреблением и угоном населения в неволю.

В 1582 г. объединенные силы даргинцев во главе с уцмием Ахмед-ханом Кала-Корейшским вместе с Чолак Сурхай-ханом Кази-Кумухским, Умма-ханом Аварским, Хаджи-Дау­дом Лезгинским нанесли ощутимый урон войску Надир-шаха в битве за Дюбек. Местность, где произошло сражение, и поныне называют Иран-Хадаб, что переводится как «гибель Ирана». Здесь они устроили засаду шаху Надиру, захватили его в «каменный мешок», так что тому чудом удалось уце­леть. Кстати, Ахмед-хан Султан родился в Дахадаевском районе в с. Кала-Корейш. Он происходил из потомственного рода правителей – уцмиев Кайтагских, корни которого простираются  к курейшитам.

На долю уцмия Ахмед-хана Кала-Корейшского выпа­ла нелегкая судьба. Он жил и правил в то время, в XVIII веке, когда на Кавказ с захватническими целями двинулось войско шахской Персии — Надир-шаха. Уцмий Ахмед-хан Кала-Корейшский решил не по­коряться. Он гордо объявил о своей независимости и стал во­евать, насколько у него хватило сил. Его поддерживали Чолак Сурхай-хан Кази-Кумухский и народы Дагестана, в том числе буркундаргинцы из селений Кунки, Худуц, Амух, Ашты. Уцмий Ахмед-хан и Чолак Сурхай-хан и другие лидеры Да­гестана были соратниками в борьбе с надменным шахом На­диром. 

…В XVIII-XIX вв. дагестанцы не воспринимали себя как представителей той или иной национальности, а признавали исключительно как уроженцев того или иного джамаата или их союзов, затем как мусульман (религиозная идентичность) и только потом как представителей того или иного этноса (народа). За предела­ми Страны гор они все подчеркивали общую для них идентич­ность — дагестанцы…

Начало смены XX века XXI веком, второго тысячелетия третьим тысячелетием совпадает со вступлением человечества в новое качественное состояние.

Гражданское общество представляет собой совокупность негосударственных, неполитических или независимо от государственной власти функционирующих самоуправляемых организаций, которые добровольно формируются гражданами и обеспечивают не­обходимые условия для реали­зации прав и свобод человека.

Экономические и политиче­ские изменения, происходящие и Дагестане, России в послед­ние годы, неразрывно связаны с формированием гражданского общества и демократического государства.

Гражданское общество — это общество, способ­ное сделать свое государство пра­вовым. В России действуют около 5 тыс. общественных органи­заций (организации соцпомощи, экологии, правозащитные, благотворительные), которые имеют элементы гражданского общества. 

Сегодня гражданское общество должно проявлять интерес и способность к добровольной концепции своих ресурсов — «интеллектуальной мобилизации» для решения вместе с госу­дарством общенациональных задач».

Для того, чтобы люди были уверены в себе, поверили, что проблемы можно решать в отдельно взятом селении, или в отдельно взятом районе Дагестана, написали свою книгу М.Р.Курбанов и П.И. Гаджиева.

В своей книге они познакомили читателей с социальными традициями гражданского общества, корни которого уходят в древность и являются основой мирного существования и социального развития народов, проживающих на территории республики.

 

Ольга Мамедова